Музыкотерапия Понятия музыкотерапии: зримая музыка - появление образов при прослушивании музыки с закрытыми глазами; кессон – образы, мучительные для пациента; катарсис – образы отрадные и помогающие пациенту. История первая. Образы страдания и надежды У пациентки были тягостные проблемы, мучившие её. Меня оповестили, что она скрывала тягу к алкоголю. Я не говорил ей, что знаю об этом. Моя цель была помочь ей. Сеансы музыкотерапии она посещала длительное время. Слушая, музыку она видела удивительные образы, яркие, как фильмы Феллини или картины Босха. Первые сеансы музыкотерапии вызывали бурю переживаний, были и тягостными и волнующими. Но после она изжила стрессовое состояние, пугающие трагические образы и эмоции стали ее оставлять. Кессон Она слушала с закрытыми глазами как сверкающий поток звуков воплощает мелодии Вивальди и Шумана, Шопена и Моцарта… Рассказывала, что она увидела, слушая музыку. Её видения тревожны и поразительны. Это образы - кошмары: она видела синего кита, который пульсирует как сердце; она тонула в темной воде; возникал образ полета и падения о землю («разбилась об асфальт»). Слушая высокую музыку Вивальди, радостную и мажорную, она страдала, поднялась на огромную высоту, выше облаков, и увидела пугающие огромные трубы, направленные вверх до бесконечности и втягивающие её внутрь. Однажды у пациентки возник поразительный образ - она находилась внутри огромного глаза. В зрачке этого глаза она видела панораму земли, природу, весь мир. Голос сзади спокойно сказал: «Видишь, как сложен и прекрасен мир!». Этот образ похож на картину Босха «Семь смертных грехов», где из зрачка огромного глаза («Око мира») смотрит Христос, а на радужной оболочке показаны семь смертных грехов. Бог следил за ними и все знал. Незадолго до сеанса я смотрел на картину Босха… Вот так во время сеанса музыкотерапии иногда возникает считывание образов участников. Превращая свои тягостные проблемы в образы таинственного творческого сна, навеянного музыкой, пытаясь понять суть этих образов, она избавлялась от своих проблем. Комфортно она воспринимала фиолетовый цвет и связанные с ним проявления искусства и музыки - это были эмоции, грезы, мечты. На тональностях и мелодиях, близких своему внутреннему состоянию, она воспринимала музыку гармонично, видела идиллические пейзажи, возносилась к облакам. Тревожные образы возникали на первых сеансах («образный кессон» на отрицаемых уровнях музыкального воздействия). Их сменили сказочно красивые пейзажи близких ее принимаемым цветам тональностей. Она не прекращала музыкотерапию, снова и снова приходила на сеансы и отважно погружалась в мир музыкальной импровизации, концерта для одного слушателя. Она хотела слушать музыку разного воздействия и пыталась понять язык своего подсознания, уяснить, что означали образы. Изживая в этих образах свои проблемы, она сняла стресс. Появилось чувство умиротворения и гармонии. Она стала принимать «высокую», светлую, гармоничную музыку, но теперь по отношению к более «низкой», тёмной, минорной музыке у нее появлялось ощущение, что ее тянет в пещеру, она видела тёмную пугающую воду, захлебывалась в мутной воде. Постепенно она гармонично и радостно стала воспринимать различные уровни музыкального воздействия, наслаждалась Григом и Моцартом, Шуманом и Бахом, мажорной и минорной музыкой. Теперь, слушая музыку, она видела не опасную темную воду, она плавала в прозрачно-синей воде, а высота манила взлететь. Возникло желание рисовать, которого не было с детства. Возможно, музыка помогла проработать и смягчить накопленные проблемы. Катарсис Наконец возник яркий образ, решивший ее проблему практически. Она увидела дорогу в лесу, след машины, проходивший через огромную лужу, и внезапно поняла! Она поняла, что её дорога зашла в тупик! Последующие образы прояснили для нее КАК ВЫЙТИ ИЗ ЭТОГО ТУПИКА: она «увидела» – она медленно шла в грязную воду моря (очевидно, это была ее пагубная страсть и опасность гибели из-за нее - алкоголизм уничтожал и губил ее). Повернувшись к берегу, она с удивлением увидела разгадку проблемы и путь к спасению: она увидела на берегу грибочек для купающихся, укрывающий их от солнца, под ним сидел муж, а около него сидели ДВОЕ ДЕТЕЙ. Но в реальности у нее был ОДИН ребенок! Подсознание, творчески разбуженное музыкой, сказало ей – заведи ребёнка и ты спасешься! Так она и сделала. Так началось преодоление. Она как бы увидела себя со стороны и смогла примириться с собой. Творческое подсознание, воспламененное музыкой, сожгло тягостные мучительные проблемы и осветило выход из тупика. Увиденный выход был ею реализован, и она вышла из мира музыкотерапии в реальный мир, где и справилась со всеми своими трудностями. История вторая. Человек-гора (Я же был боксёром!) Сеанс музыкотерапии в большой палате с магнитофоном. У великана в палате язвы на ногах, он перестал ходить, впал в депрессию. Его цветовой выбор: первая пара красный и зеленый – программа лидера, вторая пара коричневый и черный – ответ НЕДУГ СЕРЬЕЗЕН. Это больной человек, но лидер. Оказывается, он занимался спортом – (красный выбор), он боксер и был капитаном команды (зелено красный выбор). Он выбрал ЭНЕРГИЧНО СТРАСТНУЮ МЕЛОДИЮ «Храм заходящего солнца» из диска «СТРАСТЬ». – Это мелодия моей молодости,- сказал он. - Она вам нравится – вот и слушайте ее. Слушая «свою» мелодию он сказал: – Я же был боксером. Потом добавил: – Язвы на руках прошли и на ногах тоже пройдут! А потом он пошел – впервые за месяц. История третья. ВСТАНЬ И ИДИ! Вот и привозят пациентку. Ее несут. Это 16 летняя девушка армянка. Красивое лицо искажено страхом. У нее истерический паралич - уже полгода она не ходит, мышцы стали изменяться, стопа подвернута. Сочувствие и уныние на лицах близких. Музыкотерапевт едет с ней в лифте, согревает ледяные ладошки и шепчет: «Если ты сегодня пойдешь, ты сделаешь мне большое одолжение - я всем буду хвастать» - он работает по принципу Милтона Эриксона – интуитивно. Эту часть работы можно назвать «ДОГОВОР». Вот её доставили в зал. Она выбирает темные цвета теста Люшера: фотографию унылого бестолкового пса, у которого ПОДВЕРНУТА ПРАВАЯ ЛАПКА (как и у неё!). Выбранные картины прекрасны, изысканны. Первый цвет по тесту Люшера фиолетовый - перед нами ЧЕЛОВЕК ВООБРАЖЕНИЯ, ЧЕЛОВЕК МИРА ИСКУССТВА. Начинается длительный сеанс. Он продолжается около трех часов. Она слушает прекрасные мелодии, у неё утонченный вкус и требовательность. Высоко оценивает она только самые совершенные мелодии. У нее есть способности. Ее глаза разгорелись, она забыла о своей беде. Однако она создала рисунок, где она отразила свои образы под впечатлением музыки. На рисунке - летящая стрела. Сочетание цветов в рисунке – черный и желтый (установка на суицид) и желто-коричневый (отчаяние). Музыка показывает красоту мира, успокаивает, дает энергию и как бы говорит: «Иди в этот мир, он твой! Скажи ему – ДА!» Врач роняет фразу: - Я тебе рассказал о твоем характере. Дело не в том, что ты пойдешь - в этом нет сомнения. Дело в том, каким человеком ты будешь. Он играет не только прекрасные мелодии. Та музыка, которую он теперь играет как бы говорит: «ИДИ! ДВИГАЙСЯ! ПРЕОДОЛЕВАЙ»! Стала звучать музыка великих маршей. Мелодии самых обаятельных вальсов Шуберта и Чайковского, Шопена и Штрауса побуждали двигаться. Прошло некоторое время и она попыталась подняться, вцепившись в стол. Ноги с атрофированными мышцами не слушаются, предают её, но она упрямо тащит свое тело, держась за стол. Она мужественно старается ПОЙТИ. Музыкотерапевт как бы не слышит взволнованного говора родственников, и не волнуется - на лице его выражение: «А как же иначе, она должна, обязана была пойти!». - Надо продолжать слушать музыку,- говорит он.- Пусть она доберется до рояля и тоже попытается играть - импровизировать вместе со мной. Проходит несколько встреч - сеансов музыкотерапии. Однажды они встречаются - и её не несут и не помогают идти. Она ИДЕТ САМА! Правда, мучительно медленно, опираясь на тросточку, хватаясь руками за двери, но её глаза горят, а у всех окружающих взгляды светятся сочувствием. Эти сеансы показали важность цветовой и образной диагностики, методики поведенческой терапии, этапы проработки образов страдания и появления новых позитивных установок. Элькин Владимир Михайлович Редакция «Психологической газеты»29.03.2017